|
Большая Митридатская лестница
| |
Из книги «Боспор Киммерийский», А.А.Воронов, М.Б.Михайлова, М.«Искусство», 1983 г.
«...В 1830-1840-х годах был доработан генеральный план новой Керчи, в основу которого легла идея "связи времен". Она возникла в кругу энтузиастов античности, в который входили градоначальник И. Стемпковский, П. Дюбрюкс, директор музея древностей И. Бларамберг и городской архитектор А. Дигби.
Согласно этой идее, русская Керчь выступала как преемница культуры великого прошлого края и продолжательница его классической традиции. С этой целью в архитектурную композицию города в качестве доминирующего объема была включена гора Митридата.
Сама реликвия античности, она к тому же образовывала вместе с мысом у ее подножия могучую, созданную природой ось. Мастерски использованная архитектором А. Дигби в качестве стержня композиции центра города и его панорамы с моря, эта ось была архитектурно выявлена тремя ярусами монументальной лестницы, подводившей от уровня Предтеченской площади к одной из верхних террас горы. Там в 1835 году по проекту одесского архитектора Джордже Торичелли было возведено окруженное дорической колоннадой здание музея древностей, воспроизводившее облик афинского храма Тезея (Гефеста). В 1834 году на вершине горы, на продолжении оси лестницы, была построена в классических формах часовня-мавзолей над могилой И. А. Стемпковского (снесена после 1945 г.). Тем самым зрительно был воссоздан образ утраченного античного города на горе, а центр русской Керчи, распланированный над скрытыми землей остатками Боспора и Корчева и хранящий святыню средневекового города храм Иоанна Предтечи, был поставлен в связь с акрополем ее древнего предшественника Пантикапея. Благодаря этому классическая традиция была представлена в Керчи как бы в ее развитии во времени: античность, греко-византийское зодчество, русский классицизм. Так архитектурными средствами была ярко выражена идея исторической преемственности культур и с помощью архитектурных вех, связанных с крупными эпохами, подчеркнута историческая перспектива города, уходящая в глубь тысячелетий.
Интересно устройство большой Митридатской лестницы (ныне ул. 51-й армии) - великолепного произведения классицизма (архитектор А. Дигби), первоначальный вид которой предполагается воссоздать. Из-за большой протяженности склона она была задумана по принципу обратной перспективы, то есть с последовательным расширением ее ярусов во избежание сильного зрительного сокращения их при восприятии с площади и с моря. Площадка первого яруса лестницы завершалась фигурами входивших в герб Керчи грифонов, напоминавших о догреческих обитателях этих мест - скифах. Эта монументальная лестница, находившаяся в центре панорамы города при приближении к нему с моря, воспринималась как торжественные пропилеи Керчи. Подобную же роль своеобразной "художественной заставки" играли фигуры грифонов и в оформлении въезда в Керчь с суши: они стояли на высоких постаментах по сторонам главной входившей в город Феодосийской дороги, встречая путников и сразу давая им почувствовать необычность, историческую исключительность этого рядового по экономическим показателям уездного города...
...Так к середине XIX века из беспорядочного, неблагоустроенного поселения начала 1820-х годов Керчь превратилась в регулярный город, ансамбль центра которого являлся одним из лучших образцов градостроительного искусства классицизма. Не случайно облик Керчи того времени неоднократно фиксировался русскими и иностранными художниками.
Большую роль в этом преобразовании сыграл Александр Дигби - итальянский зодчий, всю жизнь проработавший в России. Этот талантливый архитектор родился в 1758 году, возможно, в Тоскане. Об итальянском периоде его жизни ничего не известно. Судя по художественным качествам и стилистическим особенностям его произведений, он должен был пройти хорошую архитектурную подготовку в Риме. Не найдя себе применения на завоеванной австрийцами родине, 28-летний зодчий приехал на юг России.
В 1786 году он был назначен городским архитектором Астрахани, где в течение семнадцати лет реконструировал центр города, возвел и перестроил многие общественные здания и частные дома в Белом городе. Затем он работал в Одессе, возможно, в Херсоне, а с 1830 по 1843 год – в Керчи, где в начале 1830-х годов стал городским архитектором.
Его основной заслугой явилось корректирование во многом не отвечавшего конкретным условиям местности генерального плана города, составленного в 1821 году явно не видавшим Керчи Ф. Шалем, а главное – архитектурное решение ансамбля центра и его осуществление. Помимо этого Дигби спроектировал и построил сооружения в композиционно ответственных точках Керчи: колокольню церкви Иоанна Предтечи (1842), замкнувшую перспективу Воронцовской улицы; репрезентативное здание Кушниковского института для девиц близ развилки Воронцовской улицы и въездной Феодосийской дороги (1838-1841; ныне учебное здание на ул. Ленина, отчасти перестроенное); у той же развилки - колокольню Троицкой русской церкви 1843 года, вертикаль которой акцентировала один из основных композиционных узлов города (церковь и колокольня снесены после 1945 г.); каменный арочный мост через реку Мелек-Чесме (1837, не сохранился). В 1832-1836 годах зодчий построил также ряд производственных и жилых зданий в новом керченском карантине, считавшемся лучшим в Европе. Конец жизни мастер провел в Одессе...»
Главная страница
Керчь - вечный город
Памятники архитектуры Керчи
Градостроительная история Керчи
|