ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КЕРЧИ (часть 2)  

Вид на Митридатскую лестницу. Н.Г.Чернецов. 1836 г.

Вид на Керчь с Митридатской лестницы. Н.Г.Чернецов. 1836 г.

Новый музей на Митридате. Н.Г.Чернецов. 1836 г.

Оборона Керчи в Крымскую войну 1855 г.

Эвакуация из центра Керчи в мае 1855 г.

Эвакуация от крепости Ени-Кале в мае 1855 г.

Александровская набережная в XIX веке.

Въезд в город по ул.Пирогова в Х1Х веке

Улица Воронцовская в Х!Х веке.

План центра Керчи (Босфорская, южная часть) 1914 г. Из путеводителя Бумера.

Часовня на могиле Керченского градоначальника И.А.Стемпковского на г.Митридат в Х1Х в.

План центра Керчи (северная часть) 1914 г. Из путеводителя Бумера.

Александровская набережная и гора Митридат в XIX веке.

Часовня И.А.Стемпковского на г.Митридат .

Часовня И.А.Стемпковского на г.Митридат.

Часовня И.А.Стемпковского на г.Митридат..

Святогеоргиевский монастырь. Основан в IV веке.

Катерлезский женский монастырь.

Александровская набережная в начале XX века.

Керченский залив и гора Митридат в начале ХХ века.

"Буфет" в парке на Александровской набережной.

Троицкий собор на ул.Пирогова в конце Х1Х в.

Набережная в начале ХХ в.

Строгановская улица.

Строгановская улица.

Спицинская улица.

Дворянская улица.

Дворянская улица.

Вид на залив и мыс Ак Бурун с горы Митридат в начале ХХ в.

Морской прибой на набережной.

Здание таможни (первая половина Х1Х в.)

Табачная фабрика Мисаксуди.

Городской банк.

Предтеченская площадь.

Вид на северную часть города с горы Митридат.

Причал агенства Русского общества.

Судоремонтные доки.

Побережье центральной части Керчи в начале ХХ в.

Железнодорожный вокзал.

Женская гимназия на Дворянской ул.

Мужская гимназия.

Кушниковский институт.

Вид с горы Митридат на город и верний ярус Большой Митридатской лестницы в начале ХХ в.

Вид с горы Митридат на город и верний ярус Большой Митридатской лестницы в 2000 г.

Пешеходная зона в центре города

Памятный знак города-героя Керчи на центральной площади.

Символ Керчи - золотой грифон.

Синагога евреев-ремесленников (первая половина Х1Х в.) после реставрации на ул.Циолковского.

Улица К.Маркса после реконструкции 2000 г.

Улица К.Маркса ночью

Ротонда на приморской набережной в 1973 г.

Ротонда на приморской набережной. 2000 г.

Морская панорама центра Керчи

Обелиск Славы на вершине горы Митридат

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА (часть 2)

Магистр архитектуры А.А.Сальников-мл.

СРЕДНИЕ ВЕКА
В результате нашествия гуннов, города и поселения Боспора были разорены, а многие из них обезлюдели и прекратили своё существование. Это было концом Боспорского царства, Боспором стал называться сильно сократившийся Пантикапей. Сам город теперь располагался в прибрежном районе, и на территории древнего центра и акрополя распространился некрополь.
Однако жизнь в городах, окружавших Боспор не прекращалась вплоть до второй половины VI в. В это время Византий стал проявлять интерес к Восточной Таврике. В результате политических и военных действий при Юстине (518-527) Боспор и, по-видимому, окружавшие его поселения были включены в состав Римской империи. В 535 г. приемник Юстина Юстиниан I “укрепил стенами Боспор”. Остатки стен VI в. на Боспоре археологически никак не прослеживаются. Вполне вероятно, что они охватывали некоторую часть приморской низменности в мысовой части у склона горы Митридат. Возможно, что их северный и южный участки тождественны стенам у магазина княгини Голицыной и у старой таможни из “Описания” Дюбрюкса.
В 60-е гг. VI в. в Северное Причерноморье пришли полчища хазар. Неизвестно, какой характер носило завоевание Таврики хазарами, но скорее всего, это было вторжение, нарушившее все экономические и культурные связи и приведшие область к разорению.
В конце VIII - начале IX в. по всей восточной Таврике и на Тамани возникает целый ряд уже новых салтово-маяцких поселений. Хазары же в это время отступили за Дон. На территории современной Керчи материал Салтово-Маяцкой культуры выявлен в городищах Тиритака, Мирмекий, Боспор, на поселении у посёлка Сипягино и севернее посёлка Подмаячное. Культура этих поселений не была целиком привнесенной и сохраняла в себе черты местных традиций. Её носители находились в тесном общении с населением Средней Азии, Приазовья и Северного Кавказа.
В конце IX-X вв. сюда пришли печенеги. Жизнь на многих поселениях резко обрывается. В конце X в. эта территория вошла в состав русского Тмутараканского княжества, основанного князем Владимиром после покорения им Херсонеса в 988 г. Боспор, единственный из известных нам уцелевших после печенегов город, стал называться Корчевом.
Новое нашествие половцев отрезало Тмутаракань от остальной Руси, и в начале XII в. она исчезает из русских летописей.
В XIII в. половцев вытесняют татары, осевшие по берегам Азовского моря и в Крыму. Около 1260 г. хан Йогай предоставил право торговать в Крыму венецианским и генуэзским купцам, и в 1318 г. генуэзцы строят в Боспоре (Воспро, Пандико, Черкио из итальянских источников) замок Герзет. Генуэзцы отремонтировали античный мол и возвели непосредственно рядом с ним, на самом мысу, небольшой замок, отделявшийся от суши неглубоким рвом и имевший в плане форму трапеции с четырьмя круглыми башнями по углам.
У стен генуэзской крепости существовал мусульманский город (по рукописям мусульманских авторов - Карз, аль-Карш или Кард). церковь Иоанна Предтечи в XIII в. была превращена в мечеть.
Во второй половине XV в. на территорию Керчи пришли турки. В 1477 г. была взята крепость Герзет. Крымские ханы стали вассалами султана. С этого времени начался новый, турецко-татарский период в истории города. О градостроительном освоении ландшафта Керчи в этот период нам дают представдение планы, снятые в 1771-1772 гг. при занятии города русскими войсками из армии князя Долгорукого, и “Топографическое описание” этих земель, сделанное в 1774 г. инженер-полковником Томиловым.
Административным центром области стал город Еникале (“Новая крепость”). Крепость была построена в 1706 г., когда после южных походов Петра I Турция ощутила “русскую опасность”.
Керчь этого времени имела характерный облик мусульманского города. По населению она превосходила Еникале: в ней насчитывалось до 670 жилых домов, 9 мечетей, 3 бани и 50 торговых лавок. Территорию нынешней площади Ленина занимала городская крепость. Старый генуэзский замок на мысу служил ей цитаделью, а в линию стены была включена церковь Иоанна Предтечи, обращённая в мечеть. Город был, видимо, заметным пунктом морской торговли с Турцией, Кавказом и Россией. У крепостных ворот (приблизительно между современными зданиями почтамта и универмага) располагался базар с мечетью и фонтаном (предположительно, античным). В окрестностях Керчи и Еникале располагались небольшие деревни и хутора или дворы для загона скота (по-видимому на местах ранее существовавших античных усадеб и поселений).

РУССКАЯ КЕРЧЬ (конец XVIII -начало XX вв.)
В 771 г., во время первой русско-турецкой войны, русские войска под командой князя Долгорукого оккупировали Тавриду. Еникале и Керчь после капитуляции турецкого гарнизона были заняты отрядом генерала Борзова и адмирала Сенявина. В 1774 г. по Кучук-Кайнарджискому мирному договору эти крепости, вместе с прилегающей к ним территорией, были формально закреплены за Россией. Так образовалась особая административно-территориальная единица, позднее (с 1821 г.) конституированная как Керчь-Еникальское градоначальство, управлявшееся лицом с правами губернатора. Граница этой территории проходила от мыса Тархан (Елкен-Кале) через посёлок Булганак, Катерлес, крайний западный курган Митридатской гряды, второй Змеиный курган на гряде Юз-Оба и выходила на берег Керченского пролива у Старокарантинной бухты.
На описываемой территории располагались два города – Керчь и Еникале – шесть посёлков. Эта система поселений и явилась исходной основой той градостроительной структуры, которая теперь называется Большой Керчью. Большая Керчь исторически сложилась как агломерация группы поселений, слившихся в процессе развития. Дороги, соединявшие эти поселения, предопределили трассировку важнейших городских магистралей.
В градостроительном развитии Керчи до 1917 г. можно выделить 4 этапа. Первый охватывает период с 1771 по 1821 г., до открытия в Керчи порта и учреждения градоначальства; второй – с 1822 по 1855г., до начала Крымской войны; третий – с 1856 по 1900 г. (год открытия движения по железной дороге; четвёртый – с 1901 по 1917 г.
На первом этапе характер освоения исследуемой территории определяется её положением пограничного укреплённого района и пункта пограничной торговли. Административным центром оставался Еникале.
В этот период сложились четыре важнейших планировочных направления, по которым впоследствии происходило развитие городского центра: почтовая дорога на Симферополь (ныне улицы Ленина – Пирогова), дорога на Еникале (улица Кирова), дорога на Ак-Бурун, к крепости и карантину (улица Айвазовского) и дорога на Чокракское соляное озеро (улица Свердлова).первые две дороги сходились у ворот крепости, две вторые – у адмиралтейства (построенного в 1785 г.) и таможни.
В первые годы после присоединения к России население края быстро росло и в короткое время достигло 16 тыс. человек. Однако, после окончательного присоединения Крыма и Тамани (1783 г.), переселенцы, в большинстве своём, покинули эти места, расселившись по всей Тавриде. К 1800 г. население Керчи составляло уже только 1,5 тыс. человек. В 1811 г. выгрузка товаров в местном порту была запрещена, а карантин и таможня закрыты.
К 1820-м годам в результате стабилизации международной обстановки, появления других русских военно-морских баз на Чёрном море и развития укреплений на мысу Ак-Бурун, керченская крепость в черте города утратила своё значение и было решено её упразднить. Вместе с тем, активная политика России на Кавказе и в Закавказье требовала создания в тылу надёжной торгово-экономической базы, а также перемещения ближе к театру действий резиденции органов государственного управления. Эти обстоятельства обусловили очередной подъём Керчи, вступившей в новый, и самый блестящий за весь XIX век, этап своего градостроительного развития.
В 1821 году Александр I издаёт указ об объявлении в Керчи морского порта с восстановлением в нём карантина и таможни и учреждением градоначальства. Одновременно рассматриваются предложения сделать Керчь губернским городом. В связи с этим, в том же 1821 году одесский архитектор Франсуа Шаль, ученик Ш. Персье, разрабатывает проект генерального плана, предусматривавший создание нового города, распланированного в соответствии с принципами градостроительной теории классицизма. План Шаля, несмотря на его несколько абстрактный характер, представляет собой замечательный пример перевода сложившейся планировочной структуры, несущей в себе следы двадцативекового исторического пути, на уровень новой градостроительной концепции, причём как градоформирующие узлы, так и важнейшие планировочные направления исторической структуры сохраняются и получают дальнейшее развитие. Стержнем плана была главная магистраль (Воронцовская улица, ныне улица Ленина), соединявшая реконструируемый городской центр (крепость) с предложенным в качестве центра новой части города дворцом губернатора с площадью для манёвров перед ним (дворец предполагалось построить в осушенной дельте Мелек-Чесме, примерно на месте нынешнего стадиона). Поворот с Воронцовской улицы на Феодосийскую дорогу дал возможность развернуть здесь классический трезубец магистралей (современные улицы Пирогова, Горбульского и Самойленко), определивший веерную планировку этого района; в точке схождения магистралей была поставлена Троицкая соборная церковь (архитектор Л.И. Шарлемань).
В 1826 году из Еникале в Керчь переводятся административные учреждения, однако реализация проекта Шаля на первых порах шла очень медленно. Лишь в конце 1820-х годов, когда в должность градоначальника вступил деятельный и просвещенный И.А. Стемпковский, дело двинулось более быстрым темпом. В 1827 году была снесена средневековая крепость и на её месте, в соответствии с проектом, разбиты две площади – восьмиугольная Предчетенская и полукруглая Таманская на стрелке мысовой части. К 1828 году заканчивается строительство нового адмиралтейства к северу от Предтеченской площади, против современного Кооперативного переулка, и нового карантина (считавшегося по тем временам лучшим в Европе), место для которого было выбрано на городище античного Мирмекия. Карантин с городом соединяет шоссе, вдоль которого возникает слободка карантинных служителей на Безымянном мысу. Таким образом, происходит активизация развития северо-восточного планировочного направления с переносом туда важнейших градообразующих центров.
C 1830 годов начались боевые действия на Кавказе. Керчь стала поставщиком провианта для армии и постоянным местопребыванием двух штабов – сухопутного и морского. Через город прошёл установленный тракт из Новороссийской губернии на Кавказ, было заведено регулярное пешеходное сообщение с Феодосией, Ялтой, Севастополем и Одессой.
Потребовалась корректировка плана Ф. Шаля, поскольку город не стал губернским, как предполагалось, и отпала необходимость его второго центра – губернского дворца. Корректировка производилась дважды, в 1831 и 1837 годах, городскими архитекторами Тумковским и Дигби. Помимо устранения расхождений проектного чертежа 1821 года с натурой (происходивших от погрешностей геоподосновы) и законодательной фиксации реально произошедших в городе изменений, генпланы 1831 и 1837 годов решали задачу определения направлений дальнейшего территориального развития города. Дальнейший рост территории города сдерживали те самые природные факторы, которые когда-то защищали древний город Пантикапей: заболоченная дельта Мелек-Чесме (античный Пантикап, ныне река Приморская) на севере и солончаковое озеро на месте нынешнего ковша рыбного порта – на юге. На первое время проблема была решена осушением дельты за счёт прорытия канала (1834 год).
1830-е – 40-е годы были временем формирования классического ансамбля застройки русской Керчи. В 1835 году на повороте бульвара, опоясывавшего вершину горы Митридат, строится здание музея древностей в виде дорического периптера – реплика храма Гефеста в Афинах (архитектор Дж. Торичелли). Подводившая к нему монументальная ампирная лестница, сооружённая на оси Предтеченской и Таманской площадей, выполнена по проекту А. Дигби. В 1831 году было заложено здание Римско-католической церкви. Около 1834 года начинается строительство новых набережных. Рядовая застройка велась в строгих и гармоничных формах русского классицизма, по проектам и под контролем городского архитектора.
В 1854 году началась Крымская война. 12 мая 1855 года англо-франко-турецкий десант, высадившийся в Камыш-Бурунской бухте, занял Керчь почти без сопротивления. Город, брошенный разбежавшимися жителями, был разграблен.
После эвакуации союзников в 1856 году начался новый этап градостроительного развития Керчи, отмеченный оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом населения и территории и изменением стилистических характеристик застройки.
Наиболее крупным строительным мероприятием второй половины XIX века в Керчи было сооружение новой крепости на мысу Ак-Бурун. Основной задачей крепости являлась оборона входа в Азовское море. Окончательный проект крепости (инженер Э.И. Тотлебен) утверждён в 1868 году и дополнен в 1870.
Вместе с крепостью на Ак-Буруне разрабатывались проекты строительства аналогичных укреплений у Еникале и на вершине горы Митридат. Проекты не осуществились, но сами территории продолжали оставаться зарезервированными для нужд военного ведомства и на них запрещалась застройка.
В самом городе идёт восстановление жилой застройки (большая часть старых жилых домов в историческом центре относится ко второй половине XIX – начале XX веков) и возводятся новые общественные здания: Армянская и Афанасьевская церкви, синагога, мужская и женская гимназии, детский приют, Константиновская лестница и др. В начале 1860-х годов таможня вновь перемещается на Босфорскую набережную, где для неё строят эффектное здание в палладианском вкусе с двумя полукруглыми складскими корпусами позади. Перед таможней и к югу от неё вдоль набережной возникают причалы пароходных компаний.
В 1880 году разрабатывается третий корректировочный вариант генплана города (утверждён в 1883 году). Он фиксирует происшедшие с 1837 года изменения и вновь пытается решить проблему резервных территорий центра. План предусматривал распространение Керчи в трёх направлениях:
в южном до ручья Джаржава – место, отведённое ещё планом 1821 года под “Новый Керчь”;
в северо-западном в пойме Гнилого ручья;
в северо-восточном вдоль берега пролива и Еникальского шоссе.
В каждом районе проектировались обширные площади и улицы шириной не менее 10 сажен (20 метров).
В 1900 году открылось движение по керченской ветке Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги. Это событие оказало столь сильное влияние на дальнейшее развитие города, придав ему преимущественно промышленный характер, свойственный Керчи и поныне, что его можно считать началом нового этапа градостроительной эволюции.
Прежде всего, открытие железной дороги позволило, наконец приступить к строительству керченского морского порта, которому дорога была необходима для подвоза и вывоза товаров (проект порта был утверждён ещё в 1899 году).

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА (часть 1)
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА (часть 3)
О НАС

Hosted by uCoz